Previous Entry Поделиться Next Entry
Стоки: творчество или ремесло?
Microvector
microvector
Тут на форуме зашел разговор о том, куда мы все, стоковые авторы, катимся.
Имхо, тема крайне важна для понимания, и хочется в ней разобраться. Процитирую замечания Viktorus и свои комментарии.

То, что я люблю рисовать, нынче не пользуется особым спросом.

То, что пользуется спросом, почти никто не любит рисовать. Поскольку даже самая любимая тема или стиль очень скоро начинают надоедать при большом потоке. А при малом не дают результата.

То, что я считаю ремесленной поделкой, продается сильно чаще, чем оно того заслуживает.

Ремесленные, а точнее даже фабричные (до чего стоки пока ещё не дошли, кроме отдельных представителей, но дойдут) поделки всегда будут продаваться лучше, потому что именно их производство можно поставить на поток, сильно удешевить. Это общий закон рынка: при открытой конкуренции преуспевает тот, кто удешевляет производство.

Чтобы добраться до былых высот, нужны совсем другие усилия.

Полумиллиардный стоковый рынок заслуженно привлекает большое внимание авторов. Конкуренция и дальше будет расти. А, принимая во внимание два предыдущих пункта, можно с уверенностью сказать, что авторы разделятся на две категории:
— хобби-авторы: штучные работы, любимый стиль и темы, не зависящие от рынка, но и нестабильный спрос с не слишком большой отдачей; т.е. в большинстве случаев про удовольствие от творчества, но «мимо кассы»;
— профи-производители: массовое производство, слежение за трендами, использование эффектов везде, где можно, и неплохая, стабильная финансовая отдача, но неизбежное отношение к работе, как к рутине, и «наступание» на горло собственной творческой песне в угоду потребностям рынка.

Кто быстро определится, к какой категории он склонен, у того не будет возникать вредных для самочувствия вопросов вроде «почему у меня так плохо продается?» или «почему мне так надоело, неужели нельзя не штамповать?»

Но, может быть, я не прав? Что скажете?

Не скажу, что я когда-либо серьезно задумывался (с поиском конкретных и однозначных ответов (для себя самого) на подобные вопросы) но с тобой я соглашусь по всем пунктам, хотя ответ на второй вопрос не был для меня таким однозначным.

В наиболее выгодной "моральной" ситуации будут авторы с разномастным портфолио, которые ближе ко второй категории, но не отказывают себе в удовольствии порисовать в своем стиле и на любимые темы время от времени :)

Все так, Лех, мы же не роботы. Не все же строем шагать )

"То, что я люблю рисовать, нынче не пользуется особым спросом." - меня такая мысля посещала в самом начале стокового пути. Сейчас я бы эту фразу продолжила: "не пользуется особым спросом НА МИКРОСТОКАХ". Возможно эта тема/стиль и т. д. популярна на других площадках.
Ну а если уж человек решил серьезно заниматься микростоками, то он будет искать и постепенно найдет точку пересечения того, что пользуется этим самым спросом и того, что нравится рисовать.
Не скажу, что мне приходится заставлять себя рисовать что-то, что мне не нравится. При этом оно неплохо продается. Вывод: нужно искать.

Я только начинаю, но мне кажется, что это близко к истине. Надеюсь, что со временем будет расти не только количество авторов, но и сам рынок и количество покупателей. Картинки же много кому нужны.

Сама хочу совместить два подхода: творческий свободный и производство картинок согласно трендам. Первый - для своих проектов и на заказ, второй - для микростоков.
Рисование и дизайн на заказ - в принципе ремесло. И я к этому отношусь спокойно и с пониманием. Кому хочется художеств - лучше идти в чисто художники и делать то, к чему лежит душа, не тратя времени на сожаление по поводу "почему мое на стоках не покупают" :) И продавать свое через соответствующие площадки и галереи.

А «свои проекты» — это что-то некоммерческое?

А вот интересно - если как-бэ смотришь в топы, старательно рисуешь сериями - размножаешь картинок по 100 на одну тему в примерно одном стиле (на ту же тему в другом стиле - еще 100) - то ты во второй категории? Даже если являешься одним художником, а не студией или не собираешь группу наемных иллюстраторов? тема важная, надо определяться со стратегией.

Ну да, значит ты человек-фабрика 8))

пока существует люди, которые мыслят как Вы, Алексей (я не хочу никого обидеть, вы прекрасно выполняете свои функции), будет существовать и капиталистическая система с ее пластиковыми товарами, дешевым трудом и прочими благами. Вы и остальные бизнесмены двигаете этот локомотив в сфере микростоков, оставляя все меньше возможностей простым трудягам)) это нормально и даже поощряется в данной системе мышления. Когда то ремесленники делали прекрасную посуду, предметы быта и прочее необходимое для жизни..потом пришли думающие и умеющие считать люди и сказали "производство можно поставить на поток, сильно удешевить" и понеслось)) и сейчас мы имеем "мейд ин чайна" и т.д. Это нормально, процесс эволюции, все такое, и от нас ВСЕХ зависит, куда она будет развиваться, в том числе и на материальном уровне. Важно найти наверное некий баланс - по количеству зарабатывания денег, времени затраченому на работу, себя и прочее...

Извините, что влезаю)) Хочу только добавить от себя ремарку в ваше высказывание: никто потребителям не запрещает покупать более дорогую и качественную вещь... спрос рождает предложение.

Доброго дня, Алексей.

Я с вами полностью, согласна. Конечно в любом вопросе есть правила и исключения... Есть люди которые обладают особыми навыками, неповторимым стилем и не заботятся об анализе рынка или встраивании себя туда, но опять же из опыта своих родственников скажу следующее: те кто считает себя уникальным, кто живет ради творчества, тот отвергает стоки. Почему? Ответ моих родственников таков: стоки это поток и ремесло.

Поэтому стоки - завод, чтобы быть прибыльным надо учитывать современные технологии и спрос.

Прив!
Ну, либо творить для самовыражения. А с прибылью уж как повезет.
(И некоторым, безусловно, везет.)
Это тоже хороший путь, просто цель — не деньги.

В целом ты прав. Главная проблема новичков заключается не в том, что они не умеют хорошо рисовать или снимать (это дело наживное), а в том, что они пребывают в иллюзии, что стоки -- это место для творчества и самовыражения. Но стоки -- это не жэжэшечка, это бизнес. На стоках никого не волнуют твоей души прекрасные порывы, волнует только полезность того, что ты сделал для других людей, для покупателей. И это правильно и честно. Хочешь от них денег -- не выпендривайся, не изображай из себя художника, а приноси пользу. Меня вот совершенно не смущает ни конвейер, ни мифическое "наступание на горло собственной песне". Я не наступаю, у меня не песни, у меня яблоки. :) Очень хорошие, качественные, востребованные на рынке, я ими горжусь. А песни, если очень охота -- можно петь в другом месте, более для этого подходящем.
И тем, кто пудрит мозги новичкам, рассказывая "идите все на стоки, там вы сможете заработать своим творчеством" -- вот этим персонажам я бы врезала от души. За совращение "малолетних". За то, что те приходят, а потом от этих иллюзий страдают.

+1
Жаль, что привлечение идет именно под таким лозунгом: надоело работать в офисе? иди отдыхать и творить на стоки!
От этого много печали (

Впрочем, тема поста, думаю, будет более интересна тем, кто уже серьезно погрузился, но никак не разберется в себе, своих мотивациях: для чего он пришел, чего хочет. Пора разбираться.

После нелюбимой работы по первой специальности - а точнее - перебирания всяких бумажек в банках, не вставая с места, которые шли в архив; после всех попыток заниматься любимым делом со всеми их кочками; после всех проблем с заказчиками веб-сайтов, процент неадекватных которых не меняется; я рисую в иллюстраторе на любую тему и получаю самый настоящий кайф просто от процесса ))) также получаю удовольствие от аналитики, от просмотра скачек, от нахождения новой ниже и всех остальных особенностей стоковой работы.
Я к тому, что все познается в сравнении)

Edited at 2014-11-20 09:13 (UTC)

работа не обязательно должна быть не любимой. (У меня, например, нелюбимых не было 8)
Но все же это работа, нужно не забывать.

Вы правы, мне кажется.
Тем более, что выбор второго варианта не означает отказ от творческого полета. Наоборот. Стоки, если хорошо научиться, приносят денег на жизнь(что у вольного художника может и вообще не получиться никогда) и оставляют самое важное - ВРЕМЯ, которое можно потратить на свободный полет.
Фига с два получится воспарить в выси после 8и часового офиса и часового стояния в пробке после него. А тут можно! Ура!


Вот +9000. Никогда в жизни у меня не было столько свободного времени на творческие поиски и странные проекты, как сейчас, благодаря пассивному доходу со стоков. :)

А я рисую то что люблю и это пользуется спросом! Потому как без получения удовольствия от работы я не могу! Но конечно же задача немного усложняется тем, что рисую то что нравится, но для рынка)))) А совсем для удовольствия и самовыражения есть другие отрасли, где можно самовыразиться и не оглядываться на рынок! так что ошибка новичков действительно в том, что они не понимают, что стоки это такая же работа, как любая другая, а не площадка для самовыражения)

+1

Я при таких рассуждениях всегда чувствую себя "белой вороной" - и рисую, что нравится, и денег вроде хватает (может просто мало трачу?), и на горло себе не наступаю :)

Доктор, что со мной не так?)))

(Удалённый комментарий)
По поводу хобби-авторов.
Мне кажется пример Дореми показывает, что и там есть отличные результаты "в кассу" ;)

Имхо, для такого примера надо быть с ним знакомым *)
А то снаружи вряд ли видно, что там на творческой кухне происходит

Я бы хотела чуть отклониться от темы и поразмыслить над тем, что может быть со стоками при потере долларом статуса мировой резервной валюты и появлением мирового финансового и экономического кризиса в связи с этим событием?

Как страшный оптимист, хочу верить, что стоки тоже тонуть не хотят и перейдут на драхмы и юани, ну или беличьи шкурки) Но это шутка, конечно, а на самом деле - понятия не имею(((
Было бы здорово, если бы они нашли альтернативный вариант.

Мне понравилась мысль одного знакомого, который сказал, что часто для девочек стоки - это что-то наподобие рукоделия. Вот и у меня портфель состоит сплошь из салфеток =).
Рисую, что нравится, дохода мне достаточно. Прекрасно знаю, что если бы хотела большей финансовой отдачи, то стоило бы рисовать что-то другое. Но меня пока все устраивает. Терзать себя ни чем не собираюсь.

Отлично сформулировано, да. Знакомый наблюдателен

Я вот думаю, что если человек умеет рисовать + умеет анализировать и отслеживать тренды- он всегда может найти ту область в которой то, что нравится рисовать совпадает с тем, что продаётся. Основная проблема, мне кажется, в том, что очень немногие умеют/ готовы делать и то и другое.

Ну вот представьте даже такого человека. Он проанализировал и нарисовал две картинки: одну по любимой теме, притянув её за уши к спросу, а другую по не очень любимой, но трендовой. Первая продается неплохо, но вторая продается в два раза лучше. Что будет рисовать человек, склонный к аналитике?

А разве вы "наступаете на горло" собственной песне, Алексей? Разве не получаете удовольствие от своей работы?) Зачем же так категорично делить стокеров на "получающих удовольствие" и "получающих деньги". Мне кажется, если в жизни встал подобный выбор, человек где-то явно свернул не туда
Те, кто жалуется на невостребованность своего Творчества, просто не понимают, что творчество проявляется буквально во всем, что делаешь, а не в создании гениальных полотен)
Собственно, хотела сказать, что анализ трендов, организация массового производства, поиск точки соприкосновения своего стиля и покупательского спроса - это же всё и есть творчество и удовольствие))

Edited at 2014-11-20 11:32 (UTC)

Я не художник, мне легче 8)
Но если получать удовольствие от любой своей работы, то и мытье полов можно делать творчески.
Мысль популярная в некоторых культурах. Но не во всех. (В частности у нас не очень.)
Т.е. чистое творчество — это все же душевное стремление, как мне кажется. И как только ты начинаешь искать точки для соприкосновения его с деньгами, тут же начинается работа и ремесло.

Все как всегда зависит от целей :)

Если цель - максимальная прибыль, то нужно, чтобы выполнялись три условия:
А) Постоянно быть в новинках. Для этого и нужна фабрика, так как трое иллюстраторов под руководством арт-директора-менеджера сделают за месяц 1000 картинок, тогда как по одному они не сделают и 100. При массовом потоке новых авторов, новых картинок и отсутствии входного фильтра со стороны стоков, один человек физически не в состоянии перебить этот поток. Поэтому, какой бы красивой и творческой не была картинка, это месиво из прыгающих мальчиков, девочек в одиночку не победить:) Дизайнеры по-прежнему ищут среди новых и топовых. Не попал ни туда ни сюда - проиграл.
Б) Быть в тренде. Это как раз про "творческость". Если автор тренд создал и застолбил за собой, тогда он один из тысячи и может порадоваться хорошим доходам при сравнительно небольшом портфолио. Если тренд общий, имеет спысл подумать о специализации внутри тренда или тупо фабрика :) Трендом может быть графический стиль (флэт, 3д, акварель, авторский стиль), функционал (вектор для инфографики, объекты на белом, календари, логотипы).
В) Побольше работ в топах. Напрямую зависит от А и Б. От Б даже сильнее.

Формула как-то так выглядит: Прибыль=Поток(х)Тренд

Ну а если цель - творческая самореализация (оттачивание скилсов, свободный выбор темы, свободный рабочий график, отсутствие производственного и финансового плана, НЕориентированность на команду и тп), то нужно, чтобы выполнялось одно условие:
А) Прибыль со стоков не важна. Свободные художники никогда много не зарабатывали. Те, кто сейчас в модных галерех, в свое время делали поправку на рынок.

Всего в голову приходит четыре стоковые модели:
1. Богатые но не творческие: фабрики (фултайм, команда, нормативы, инвестиции). Стоки как бизнес.
2. Творческие но небогатые: классический стокер (фритайм, одиночка, есть постоянная работа или источник дохода). Стоки как хобби.
3. Творческие и обеспеченные: лидеры трендов (trends leaders, человек-фабрика, фултайм). Стоки как работа.
4. Нетворческие и небогатые: начал, не получил и бросил. Таких очень много. Непонятно, почему стоки до сих пор разрешают загружать работы сомнительного качества, наверное брольшие цифры очень нравятся инвесторам, а может интернациональный рынок съедает все. Но факт на лицо: в условиях огромной конкуренции и роста общего уровня как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов, хорошую прибыль будут иметь фабрики и тренд-мейкеры-фабрики, для всех остальных стоки будут хоббии.

Кстати, гораздо интереснее рассмотреть модели "наемных стокеров" :) ведь работа в команде - это уже другая история и другие модели.

Я так понимаю, что наемные авторы уже сделали свой выбор в этом смысле, как и любой человек, работающий в офисе. А творчество оставили для своих личных портфелей.
Получается и достаточно защищенно и творчески поэкспериментировать можно. Т.е. поиск золотой середины, что и свойственно большинству людей. (Сам такой.)

Необходимости осознания того, зачем именно ты пришел в эту «профессию» и почему ведешь себя в ней именно так, любая модель не отменяет.

По-моему, стоки тем и хороши, что дают возможность находить баланс между тем, что хочется нарисовать (сфотографировать, смоделить) и тем, что предположительно будет хорошо продаваться. Стараюсь так делать, по крайней мере. Причём, это соотношение ещё и менять можно, взависимости от настроения.
Другой вопрос, что если человек не может остановиться и хочет бесконечно много денег, то это станет невозможным. Но такой человек будет испытывать сходные проблемы и в любой другой работе.

Можно и в другую сторону повернуть: если человек хочет заниматься любимым делом без ограничений, то у него тоже будут закономерные проблемы на любой работе *)
Дело ведь не в отсутствии возможности балансировать (это как раз отлично), а в том, чтобы понимать, к чему ведет выбор каждого из двух приоритетов. И не удивляться потом последствиям, а радоваться жизни.

Я, в свое время, говорил молодым коллегам-дизайнерам примерно так - хочешь творчества - напиши дома картину, а тут рутинная работа.

Другое дело, что наша "рутина", возможно, несколько веселее, чем "рутина" бухгалтера :-)

Порадовала фраза про общий закон рынка, все верно. По-русски это звучит - "дёшево и сердито" :-))))

мне кажется что это вопрос из разряда, что лучше - быть богатым или здоровым:))) все лучше - лучше быть творческим автором, который может легко давать количество и качество:)это в идеале - а в реале как у кого выходит,но у успешных стокеров оно обычно сочетается в тех или иных пропорциях

Ну да, по вопросу с конкретным ответом вряд ли стоило разводить такой балаган.
А вот пообсуждать что-то важное для понимания, но не так легко формулируемое, вот это полезно.

Ремесло.Туповатое такое.Они даже фотографами не называются.Одно слово-стокеры...

Мой преподаватель как-то сказал:
хочешь быть свободным художником - иди рисуй на улицу Суворова.
Я посмотрела на это и что-то расхотелось мне рисовать двухметровые полотна.

А потом, добавил:
Ты можешь быть не самым талантливым, но быть смекалистым и хорошо и в нужное время подать свои закарлючки)) И по-моему он прав. Это про стоки! И ведь по существу, мы выбираем не только вектор или фото, мы выбираем ОБРАЗ ЖИЗНИ. Ритм, режим.

Быстро он вам «мозги вправил» ) Мастер

(Удалённый комментарий)
Тут еще одна мысль есть: чтобы любить свою работу/труд (причем совершенно любую) можно попробовать полюбить того, для кого её делаешь. В нашем случае это дизы-покупатели. Полюбить их и их нужды, и будет все путем *)

На мой взгляд это извечный вопрос - сделать так, как нравится и надо клиенту (в случае стоков - то, что нужно покупателю), или сделать так как нравится себе (второй вариант воспринимается как творчество, а первый - как рутина). Но зачастую дизайнеры не рассматривают средний вариант: сделать то, что хочет клиент, но качественно и максимально интересно, а именно тут лежит грань успеха любой "творческой" работы, будь то стоки, веб-дизайн и прочее.

Не всегда такой компромисс возможен. Или так: не всегда удается полюбить то, что не любишь )

Мне кажется, что если человек пришёл на стоки с целью заработать, то он будет работать и для него это будет работой - не смотря на то, что стокерство родилось из любимого увлечения, хобби. А те кто пришёл на стоки за своей порцией востребованности, самомотивации, путём увеличения скачиваний, продаж - тут уже зависит от "одержимости" автора.
Я бы не стал строго делить людей на эти группы, тут скорее вопрос в организации человека. Кто-то может быть успешным и покупаемым, но просто в один день проснётся и скажет - надоело, не хочу. А кто-то может получать копейки, но несмотря ни на что пахать, как чёрт, ещё долгие отрезки времени..

Все так. Но дело не в желании разделения людей (они все равно будут искать некий компромисс), а в осознанной работе в какой-то из категорий. Когда человек четко понимает, в чем его основная цель и использует подходящие методы её достижения.
А вторую часть воспринимает как дополнительную, необязательную, но приятную.

?

Log in