?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Как сделать стоковую студию
Microvector
microvector
Про это тоже регулярно спрашивают. Надо написать.

Устройство стоковой студии


Как устроена стоковая студия

Я видел такую схему взаимодействия у нескольких независимых производителей контента. Так что можно считать, что она довольно рациональна.

Важные роли:
1. Инвестор. Он же главный бенефициар, если всё сработает и пойдёт прибыль. Он же и главный терпила, если студия «не полетит» или, скажем, портфель забанят. Отвечает за финансирование, т.е. чтобы деньги на проект были. Принимает при плохих показателях решение о закрытии/консервации проекта. Потому что без его денег всё равно ничего не будет работать. Не даёт управленцам и производственникам бездумно тратится, постоянно проверяет эффективность расходования своих средств.
2. Артдиректор. Собственно, это главный производитель в студии. Он сам, конечно, не рисует, рисуют авторы. Но ставит задачи авторам он, помогает и подсказывает им он, поддерживает и заряжает на работу их тоже он. Должен быть не только крепким профессионалом, но и обладать железным терпением и непропадающим позитивным настроем. Иначе всё будет кисло. Иногда артдиру может помогать темщик (мастер тем), если тот слишком занят авторами. Но тут возникает проблема: с авторами работает артдир, он хорошо представляет, кому какую тему дать, чтобы её сделали хорошо и с интересом. Темщик авторов и их возможности не знает. Поэтому лучше, когда артдир сам же ищет темы для своих авторов.
Он же выбирает и предлагает нанять какого-то профи или уволить автора за плохую работу.
В большой студии артдиров может быть несколько, каждый со своей командой авторов. Один артдир продуктивно может работать примерно с десятью авторами, поскольку действительно активно рисует из них примерно половина, а остальные — по 10-20 работ в месяц, что не много и не даёт сильной нагрузки.
В маленькой студии артдир часто является ещё администратором. А часто ещё и инвестором. Когда так получается, то поправить человека в заблуждениях бывает некому, студия загибается.
3. Администратор. Считает сколько работ и кем сделано и подготовлено, куда отправлено, кому и сколько за это нужно заплатить, готовит контрольные показатели для обсуждения дел с инвестором и артдиром, оформляет бумажки, рассчитывает потери и прибыль. Фин ответственный чувак: распределяет деньги инвестора, выводит со стоков и распределяет выручку. Он же, сам или посредством помощника, заведует сабмитом, поскольку пока сабмит не удаётся полностью делать без передачи паролей, и это вопрос безопасности.
4. Авторы. Задача авторов хорошо и творчески выполнять задания. А задача всех остальных — обеспечивать авторам бесперебойную работу, чтобы больше ни о чём их голова не болела.
Ещё одна задача каждого автора, если он хоть немного думает о себе и своих близких, это заниматься развитием собственных навыков и собственного портфеля. От развития навыков польза и автору и работодателю. А развитие собственного портфеля даёт фин уверенность и подкладывает подушку безопасности. Со студиями всякое случается, это же бизнес, хоть и мелкий.
Обычно авторы работают удалённо по договору авторского заказа.
Такой договор можно написать под свои условия воспользовавшись вот этой «болванкой».
Связь с артдиром идёт через личные/командные чаты, мессенджеры и эл почту. Иногда набирают местных авторов и снимают офис. Но, имхо, такая схема работы ничем от обычной офисной деятельности не отличается, крадёт у авторов самое ценное — стоковую свободу.
Для учётного взаимодействия артдира и авторов, ведения задач, подсчёта заработанного, передачи файлов, а так же всего остального учёта, нужного администратору с инвестором, используются либо неспециализированные облачные системы управления проектами типа Basecamp или Битрикс24, либо что-то самописное (как у нас, например).
6. Атрибуторы или кейвордисты. В небольших студиях атрибуцией может заниматься артдир или администратор. Но в студии обычно работают со специальным человеком, который атрибутирует картинки. В больших студиях их может быть несколько, а может быть атрибутор-технолог, у которого атрибуция происходит в автоматическом режиме, а он присматривает за процессом. Часто важность атрибуции недооценивают. (Некоторые даже фигарят одинаковый набор ключей и минимально отличающиеся описания в большие серии работ.) Но глупее этого ничего придумать нельзя: вы рисуете хорошую работу пару дней или платите за неё несколько десятков баксов, а потом убиваете половину её потенциала просто потому, что лень возиться с подбором нужных слов. Конечно, покупатель из нескольких работ выберет ту, что лучше сделана, а не лучше описана. Но это только после того, как её ему покажет поиск, у которого глаз нет, а есть только заголовки и ключи, по которым он и работает.


Сколько это стоит

Пишу на собственном примере по цифрам, за которые могу отвечать.
Баланс студии складывается из расходов на работников (все хотят кушать, и их нельзя за это не любить) и доходов от продажи картинок (лицензий) стоками.
Расходы:
— Авторы у нас получают по $25 и $12 за оригинальную картинку и картинку с переделками + бонусы за количество сданных картинок в месяц. Десять авторов (стандартная команда для одного артдира) делают примерно 250 работ в месяц и получают все вместе примерно $5k.
— Артдир обычно работает за процент от прибыли. Если он работает не за процент, а за зарплату, то у артдира пропадает прямой стимул вытягивать хорошее качество, придётся его постоянно контролировать. Но пока проект не вышел на прибыль, артдир работает за постоянную ставку, скажем, в $1k.
— Администратор с сабмиттером (часто в одном лице) получают примерно по $2 за работу, т.е. около $500. После выхода проекта на прибыль администратор обычно тоже переходит на процент, поскольку лицо важное и фин ответственное. А сабмиттер выделяется в отдельное доверенное лицо на зарплате.
— Атрибутор получает по ставке за атрибутированную работу. У нас это $0,5 + премия за качество, т.е. около $200.
Выручка складывается из отчислений стоков за продажу лицензий. Обычно у стоков есть ранги авторов, поэтому новички получают меньше за одну лицензию, потом ставки постепенно растут, но зато контент начинает устаревать, покупать старое начинают всё реже.

Итого по нашему опыту на студию с одним артдиром от инвестора потребуется примерно $30-40k. Через 8-12 месяцев (в зависимости от умений артдира и удачи) выручка начинает превышать ежемесячные расходы, а через 1,5-2 года инвестиции полностью возвращаются, можно начинать делить прибыль.
Конечно можно вернуть деньги и быстрее, но обычно это связано с обделением авторов и остальных работников.


Самое главное

Если вы хотите сделать студию. Хотя бы самую маленькую (но, конечно, лучшую). Начните с написания документа со списком прав и обязанностей каждого задействованного человека. Этот документ должен быть прочитан, понять и «подписан» всеми. Иначе ссоры, перетягивания одеяла, недовольство распределением денег и, в итоге, развал — очень вероятны. И наоборот, такой документ поможет лучше понять схему взаимодействия, равновесно распределить нагрузку и, как результат, работать эффективнее.

Удачи стартующим!

Спасибо, интересно почитать.

Надеюсь, кому-нибудь ещё и полезно будет *)

(Удалённый комментарий)
Спасибо за статью!
Помнится некогда adekvat давал свое видение этого вопроса, интересно читать в сравнении.
А можешь подробней рассказать про «а может быть атрибутор-технолог, у которого атрибуция происходит в автоматическом режиме» ?

Edited at 2017-02-20 20:54 (UTC)

По поводу автоатрибутирования: тут никаких «чудес» (типа машинного зрения и т.п.), просто в процессе подготовки темы/картинки делаются специальные отметки (основные ключевые слова/словосочетания, стиль и т.п.), а потом это дополняется на основе выборки с того же Шатра. Т.е. примерно так же, как человек это делает с помощью программы атрибутирования, только без человека, а по указанным заранее особенностям картинки.

А мне вот было бы интересно посмотреть на какого-нибудь студийного автора - что он делает для студии, каков прогресс, что представляет его собственное портфолио и проч.

Но это так - реплика.

Далеко не каждый хочет быть под общественной лупой 8)

Я так понимаю, что Студия не пользуется "засланцами"? Ваша загрузка это коммерческий секрет или там нет никакой технологии?

Вроде как сильный перекос в продажу нового относительно старого у Шатра прошёл.
Поэтому грузим равномерно через СтокСабмиттер.

Можно вопрос по поводу одинакового набора ключей в серии? Это действительно играет такую большую роль? Мне кажется, очень редко работы позволяют отключевать себя кардинально по-разному. И если у серии совсем разные ключи, значит тема слишком размыта, что само по себе снижает ценность. Обычно разница составляет 10-30% ключей с низким приоритетом, описывающих второстепенные по содержанию элементы. Грубо говоря. Не помню, чтобы у меня какие-то подобные ключи были заметны в статистике Каталог Менеджера.
И второй момент. Провел опыт с подбором ключей разными людьми - тоже разница, чуть побольше даже. Но это разница в видении человека. Что он выделяет, что считает важным на картинке. То есть, второй раз составляя набор, каждый из них сделает примерно такой же выбор. И опять же, это второстепенные ключи. Если на картинке клубника изолят, то оба напишут клубника, изолят, ягода. Просто один добавит "косточки", а второй "зеленый" потому что хвостик зеленый.
Или у тебя какой-то другой опыт?

Один напишет в дескрипшене "сорванная клубника в росе изолят", второй напишет "красная спелая клубника лесная", третий "органическая ягода клубника" :))) Мне кажется, будут они по разному искаться и продаваться тогда, учитывая пару тонн клубники на шахтере. Имхо.

Edited at 2017-02-21 11:55 (UTC)

Спасибо за статью.

Я в личку вам задал вопрос по поводу заполнения формы W-8BEN-E.
Всем кто хочет открыть студию надо будет заполнять такую форму.

Может подскажете? Или кто-то еще может помочь?
В частности вопрос с 1-ым, 3-им, 4-ым и 5-ым пунктами.
Прям голову сломал как заполнить. В нете нашел кучу инструкций, но все равно вопросы остались.

Заранее спасибо.

Edited at 2017-02-21 14:58 (UTC)

Задать вопрос в личку… а потом здесь написать, что задал… но без деталей… и попросить помощи у других…
Очень забавно 8)

Вопрос примерно такой: если регистрироваться на стоке, как юр лицо, то как заполнять налоговую форму.
Ответ примерно такой: если в стране законодательство под такие случаи не адаптировано, а налоговая не настаивает (потому что законодательство не адаптировано), то зачем так регистрироваться.

Я извиняюсь, что написал здесь после того как написал в личку.
Просто вы не отвечали в личку, а тут отвечали, поэтому и решил уточнить здесь в надежде, что еще кто-нибудь увидит и ответит, если в курсе.
В деталях не описывал вопрос, т.к. если человек с этим не сталкивался, то и детали не помогут. Если человек уже такую форму заполнял, то он бы написал, что могу помочь в чем именно проблема.
Как-то так. Никого не хотел обидеть и рассмешить.

Намек про законодательство понял. Спасибо.

Вот есть такая идея, но пока нет достаточных знаний. Спасибо,что делишься.

А какие специфические штуки ты сделал в своей студийной CRM?

Больно объёмный ответ. Отдельный пост нужен.

И в этом посте и в предыдущих ты всегда говорил что авторы должны не только рисовать для студии, но и развивать свой собственный портфель чтобы развиваться самим. А что на счет артдиректоров? Рисуют ли они для себя, позволяется ли это, поощряется ли? Как интенсифицируется их развитие и кто этим занимается? И как, в общих чертах, формируется оплата их труда?

Я считаю, что для артидара оплата труда должна формироваться процентно.
Чтобы он был заинтересован в результате.

Если артдир ещё успевает работать иллюстратором (иначе как он будет успевать рисовать?), то к нему применяются те же правила, что к иллюстраторам.

Привет! Написала вам в фб. Есть идея иной бизнес-модели работы со стоками, чем вы предлагаете. Хотела обсудить, интересно, что скажете.

Лучше здесь напишите. (Комментом, на почту или в личку)

Как организовать работу с авторами

А подскажите как организовать работу с авторами, так что бы в перспективе быть уверенным, что они не предъявят прав на свои работы. Или к примеру не подсунут уже существующую работу, для того что бы насолить в случае ухудшения рабочих отношений. В общем как свести к минимуму вероятность бана аккаунта?

Re: Как организовать работу с авторами

С авторами подписывается договор, по которому соответствующие права на картинки передаются.
Там же обычно прописываются штрафы за всякие нехорошие действия автора.
(А вообще, имхо, надо просто к авторам относиться хорошо, по-человечески. Тогда и они будут делать так же.)

Финансовое распределение

Спасибо за статью, Алексей!
С авторами понятно - получают согласно сделанному. А остальные ребята на зарплате?

Re: Финансовое распределение

Симилятор, кейвордист, помощник — тоже на сделке.
А артдир — на проценте.