?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Как сделать стоковую студию
Microvector
microvector
Про это тоже регулярно спрашивают. Надо написать.

Устройство стоковой студии


Как устроена стоковая студия

Я видел такую схему взаимодействия у нескольких независимых производителей контента. Так что можно считать, что она довольно рациональна.

Важные роли:
1. Инвестор. Он же главный бенефициар, если всё сработает и пойдёт прибыль. Он же и главный терпила, если студия «не полетит» или, скажем, портфель забанят. Отвечает за финансирование, т.е. чтобы деньги на проект были. Принимает при плохих показателях решение о закрытии/консервации проекта. Потому что без его денег всё равно ничего не будет работать. Не даёт управленцам и производственникам бездумно тратится, постоянно проверяет эффективность расходования своих средств.
2. Артдиректор. Собственно, это главный производитель в студии. Он сам, конечно, не рисует, рисуют авторы. Но ставит задачи авторам он, помогает и подсказывает им он, поддерживает и заряжает на работу их тоже он. Должен быть не только крепким профессионалом, но и обладать железным терпением и непропадающим позитивным настроем. Иначе всё будет кисло. Иногда артдиру может помогать темщик (мастер тем), если тот слишком занят авторами. Но тут возникает проблема: с авторами работает артдир, он хорошо представляет, кому какую тему дать, чтобы её сделали хорошо и с интересом. Темщик авторов и их возможности не знает. Поэтому лучше, когда артдир сам же ищет темы для своих авторов.
Он же выбирает и предлагает нанять какого-то профи или уволить автора за плохую работу.
В большой студии артдиров может быть несколько, каждый со своей командой авторов. Один артдир продуктивно может работать примерно с десятью авторами, поскольку действительно активно рисует из них примерно половина, а остальные — по 10-20 работ в месяц, что не много и не даёт сильной нагрузки.
В маленькой студии артдир часто является ещё администратором. А часто ещё и инвестором. Когда так получается, то поправить человека в заблуждениях бывает некому, студия загибается.
3. Администратор. Считает сколько работ и кем сделано и подготовлено, куда отправлено, кому и сколько за это нужно заплатить, готовит контрольные показатели для обсуждения дел с инвестором и артдиром, оформляет бумажки, рассчитывает потери и прибыль. Фин ответственный чувак: распределяет деньги инвестора, выводит со стоков и распределяет выручку. Он же, сам или посредством помощника, заведует сабмитом, поскольку пока сабмит не удаётся полностью делать без передачи паролей, и это вопрос безопасности.
4. Авторы. Задача авторов хорошо и творчески выполнять задания. А задача всех остальных — обеспечивать авторам бесперебойную работу, чтобы больше ни о чём их голова не болела.
Ещё одна задача каждого автора, если он хоть немного думает о себе и своих близких, это заниматься развитием собственных навыков и собственного портфеля. От развития навыков польза и автору и работодателю. А развитие собственного портфеля даёт фин уверенность и подкладывает подушку безопасности. Со студиями всякое случается, это же бизнес, хоть и мелкий.
Обычно авторы работают удалённо по договору авторского заказа.
Такой договор можно написать под свои условия воспользовавшись вот этой «болванкой».
Связь с артдиром идёт через личные/командные чаты, мессенджеры и эл почту. Иногда набирают местных авторов и снимают офис. Но, имхо, такая схема работы ничем от обычной офисной деятельности не отличается, крадёт у авторов самое ценное — стоковую свободу.
Для учётного взаимодействия артдира и авторов, ведения задач, подсчёта заработанного, передачи файлов, а так же всего остального учёта, нужного администратору с инвестором, используются либо неспециализированные облачные системы управления проектами типа Basecamp или Битрикс24, либо что-то самописное (как у нас, например).
6. Атрибуторы или кейвордисты. В небольших студиях атрибуцией может заниматься артдир или администратор. Но в студии обычно работают со специальным человеком, который атрибутирует картинки. В больших студиях их может быть несколько, а может быть атрибутор-технолог, у которого атрибуция происходит в автоматическом режиме, а он присматривает за процессом. Часто важность атрибуции недооценивают. (Некоторые даже фигарят одинаковый набор ключей и минимально отличающиеся описания в большие серии работ.) Но глупее этого ничего придумать нельзя: вы рисуете хорошую работу пару дней или платите за неё несколько десятков баксов, а потом убиваете половину её потенциала просто потому, что лень возиться с подбором нужных слов. Конечно, покупатель из нескольких работ выберет ту, что лучше сделана, а не лучше описана. Но это только после того, как её ему покажет поиск, у которого глаз нет, а есть только заголовки и ключи, по которым он и работает.


Сколько это стоит

Пишу на собственном примере по цифрам, за которые могу отвечать.
Баланс студии складывается из расходов на работников (все хотят кушать, и их нельзя за это не любить) и доходов от продажи картинок (лицензий) стоками.
Расходы:
— Авторы у нас получают по $25 и $12 за оригинальную картинку и картинку с переделками + бонусы за количество сданных картинок в месяц. Десять авторов (стандартная команда для одного артдира) делают примерно 250 работ в месяц и получают все вместе примерно $5k.
— Артдир обычно работает за процент от прибыли. Если он работает не за процент, а за зарплату, то у артдира пропадает прямой стимул вытягивать хорошее качество, придётся его постоянно контролировать. Но пока проект не вышел на прибыль, артдир работает за постоянную ставку, скажем, в $1k.
— Администратор с сабмиттером (часто в одном лице) получают примерно по $2 за работу, т.е. около $500. После выхода проекта на прибыль администратор обычно тоже переходит на процент, поскольку лицо важное и фин ответственное. А сабмиттер выделяется в отдельное доверенное лицо на зарплате.
— Атрибутор получает по ставке за атрибутированную работу. У нас это $0,5 + премия за качество, т.е. около $200.
Выручка складывается из отчислений стоков за продажу лицензий. Обычно у стоков есть ранги авторов, поэтому новички получают меньше за одну лицензию, потом ставки постепенно растут, но зато контент начинает устаревать, покупать старое начинают всё реже.

Итого по нашему опыту на студию с одним артдиром от инвестора потребуется примерно $30-40k. Через 8-12 месяцев (в зависимости от умений артдира и удачи) выручка начинает превышать ежемесячные расходы, а через 1,5-2 года инвестиции полностью возвращаются, можно начинать делить прибыль.
Конечно можно вернуть деньги и быстрее, но обычно это связано с обделением авторов и остальных работников.


Самое главное

Если вы хотите сделать студию. Хотя бы самую маленькую (но, конечно, лучшую). Начните с написания документа со списком прав и обязанностей каждого задействованного человека. Этот документ должен быть прочитан, понять и «подписан» всеми. Иначе ссоры, перетягивания одеяла, недовольство распределением денег и, в итоге, развал — очень вероятны. И наоборот, такой документ поможет лучше понять схему взаимодействия, равновесно распределить нагрузку и, как результат, работать эффективнее.

Удачи стартующим!


  • 1
А вот, наверное, да. Подумал, потыкал и соглашусь.

  • 1